Компания «КНАУФ» - одна из немногих иностранных компаний, оставшихся на российском рынке, ее предприятия, офисы и шахты продолжают функционировать, причем не меняя ни логотипа, ни названия, ни маркировки своей продукции. И тем более было интересно услышать, как чувствует себя российское крыло транснационального гиганта. На вопросы журналистов активно и подробно отвечал директор по маркетингу и сбыту региона Россия и Беларусь Алексей Зимин, но для начала он рассказал о том, чем сейчас занимаются подразделения компании и о новых продуктах, которые выходят на российский рынок.
А.Зимин подчеркнул, что по решению собственников компании она продолжает работать на российском рынке, однако финансирование инвестиционных проектов в России из штаб-квартиры в Германии не производится. В итоге компания занимается поддержанием производственных мощностей и текущей деятельности, необходимой модернизацией и расширении ассортимента продукции.
Производство российского сектора компании полностью локализовано в России, однако некоторые химические компоненты, материалы и продукты, которые раньше поставлялись из Европы, пришлось экстренно замещать. К счастью, заменители, включая некоторые части производственного оборудования, нашлись – и на российских предприятиях, и благодаря поставкам из Китая. В целом потребители никаких изменений в продукции КНАУФ не заметили. Два таких известных продукта, как Унифлот и Бетоконтакт, которые раньше поставлялись из Германии, теперь производятся в России из местных продуктов и называются соответственно Унихард и Бетогрунд.
А в целом негативные сценарии, которые рисовались в 2022 году, не сбылись, и КНАУФ закончил 2023 год весьма успешно. Компания сосредоточилась на расширении ассортимента продукции, в том числе, листовых материалов – на рынок выведены такие материалы как КНАУФ-Сапфир, КНАУФ-Аквамарин с уникальными специализированными характеристиками. При этом компания видит дальнейшее развитие этого направления именно в выпуске специализированной продукции под потребности строительной отрасли. И хотя спрос на продукцию КНАУФ высокий, потребности в строительстве новых заводов пока нет – скорее, в модернизации действующих производств.
К звездам – только через тернии
Однако сказать, что работа КНАУФ в последние годы была легкой и безоблачной, все равно не получается: проблемы, общие для всей экономики, и уникальные с учетом профиля компании, не заставили себя ждать. Среди самых заметных Алексей Зимин назвал две: рост цен на сырье и транспортные услуги, а также сложности с доставкой продукции потребителям. Причем вторая проблема напрямую связана с первой. Так, по оценкам компании, стоимость транспортных услуг выросла от 30% до 50% - естественно, это влияет на конечную стоимость продукции.
Причина такого роста цен – в тотальной загруженности железнодорожного транспорта, особенно в восточном направлении, когда невозможно найти вагоны для отгрузки продукции. В итоге в марте месяце на первые две недели Дальний Восток, Сахалин практически остались без продукции КНАУФ. Не меньше проблем и с автомобильным транспортом – здесь проблема в росте стоимости бензина, дефиците грузовиков и водителей. Сейчас на долю железнодорожных перевозок у компании приходится 20%, а 80% - это доставка автомобилями. Бывали случаи, когда из-за нехватки транспорта КНАУФ был вынужден останавливать производство, потому что склады были переполнены, а транспорта для вывоза материалов просто не было. В итоге, естественно, нарушается ритмичность поставок продукции, возникает такое забытое явление как дефицит и тут же начинают расти цены.
Однако, помимо прогнозируемых проблем, вдруг появлялись такие, о которых производители даже и не задумывались: в начале 2024 года выяснилось, что в России не хватит мощностей по производству мешков для расфасовки сухих смесей. Поэтому закупщики КНАУФ предприняли неимоверные усилия и нашли мешки в Узбекистане и в других странах, а иначе сухие смеси было бы просто не во что фасовать. И такие неожиданные проблемы, конечно, будут и в дальнейшем.
Планов – громадье!
Алексей Зимин поделился планами компании КНАУФ на ближайший год и не только – некоторые проекты уходят за горизонт 2030 года, и одно это говорит об устойчивости гиганта стройиндустрии. Кстати, не лишним будет упомянуть, что сегодня КНАУФ – это более 300 предприятий (из них 20 – в России), 90 стран присутствия, а также 40 тысяч сотрудников и уникальная суперглубокая гипсовая шахта в России. И вся эта корпорация продолжает стабильно и эффективно работать.
Если перечислять короткой строкой, то планы у компании следующие:
- увеличить в 2024 году рынок потребления гипсокартона в стране в первую очередь за счет расширения применения перегородок на основе разнообразных листовых материалов: гипсокартона, гипсоволокна, цементных плит АКВАПАНЕЛЬ и т.д. Гипсокартонные перегородки позволяют уменьшить нагрузку на фундамент, а значит, потребуется меньше бетона и арматуры. Кроме того, это небольшая толщина стен, что позволяет выигрывать в площади жилья, а также скорость при монтаже, качество и экологичность;
- продвинуть проект под названием «Knauf Space» - уникальное конструкционное решение, обеспечивающее звукоизоляцию в квартирах на уровне 59 децибел, тогда как стандартные пазогребневые плиты обеспечивают защиту от шума порядка 35 дБ;
- запустить в 2024 году новую платформу dom.knauf.ru , которая будет демонстрировать технологии строительства и применение продуктов и систем КНАУФ в индивидуальных жилых домах различных конструкций: каркасные, монолитные, кирпичные и т.д.;
- продолжить наполнение специального телеграм-канала «КНАУФ для архитекторов» с конкретными консультациями для этой целевой аудитории;
- представить достижения компании на комплексном корпоративном стенде КНАУФ на выставке «Мосбилд» - впервые за последние 10 лет. На стенде будут представлены все новинки дивизионов компании и весь спектр продукции КНАУФ, которая продается в Российской Федерации;
- дать старт программе развития компании КНАУФ до 2032 года - «КНАУФ 100», потому что именно в 2032 году компании КНАУФ исполняется 100 лет. Одно из направлений этой стратегии называется «Мы предоставляем нашим клиентам максимальную ценность».
Поговорим «за цифровую маркировку»?
Самой обсуждаемой темой в диалоге журналистов и Алексея Зимина стало введение цифровой маркировки на тарированные сухие строительные смеси. Напомним, что Минпромторг России выступил с инициативой, а правительство России в итоге выпустило постановление о проведении эксперимента по цифровой маркировке «Честным знаком» некоторых видов продукции стройиндустрии, где наблюдается максимально большое количество фальсификата. Сухие строительные смеси (ССС), в том числе, цемент, увы, находятся в этом списке лидеров.
Но поможет ли цифровая маркировка борьбе с фальсификатом и во что она обойдется компаниям, которые попадают под этот пока добровольный эксперимент, который потом может стать и обязательным? Мнение ведущего производителя ССС в этой ситуации было особенно ценным – кто, как не он заинтересован в чистом рынке?
Однако, по словам Алексея Зимина, компания КНАУФ поддерживает позицию Союза производителей сухих строительных смесей, который однозначно выразил свое негативное отношение к этой инициативе. И это при том, что тот же Союз постоянно заявляет, что на рынке сухих строительных смесей контрафакт, фальсификат и низкокачественная продукция занимают до 60%. С другой стороны, нет понимания, как именно будут маркироваться сухие строительные смеси – у того же КНАУФА оборот сухих смесей в розничной торговле составляет порядка 30%, а основной объем идет от завода прямо на строительную площадку. Как в таком случае маркировать продукцию?
Второй момент: кто и как будет считывать цифровую маркировку в магазине или на стройплощадке? В идеале потребитель со смартфоном должен отсканировать цифровой код и посмотреть, куда этот код его приведет. Но как много таких сознательных потребителей на строительных рынках или в гипермаркетах стройматериалов? И кто будет сканировать сотни мешков со смесями при доставке их на стройплощадку?
И в-третьих: а во что обойдется производителям такой цифровой эксперимент? Даже если стоимость одной наклейки с куар-кодом не превышает 50 копеек, то в целом это выльется в миллионы рублей дополнительных затрат производителей. Кроме того, нужно закупить маркировочное оборудование, а каждая такая линия стоит от 5 млн рублей, и поставить их нужно на каждом предприятии. То есть, тому же КНАУФУ нужно будет затратить на это «удовольствие» минимум 100 млн рублей, не считая стоимости наклеек и зарплаты работников, которые будут на этом оборудовании работать. Очевидно, что все это напрямую отразится на себестоимости и конечной стоимости продукции без какого бы то ни было видимого эффекта.
Поэтому КНАУФ не будет участвовать в тестировании системы, предложенной Минпромторгом, а борьбу с контрафактом нужно начинать со строительных рынков, через которые этот контрафакт, как правило, и продается. Возможно, стоит изучить и зарубежный опыт, согласно которому за фальшивые товары отвечает магазин или торговый центр, где они обнаружены, - тогда ТЦ будет проверять и достоврность сертификатов, и цифровую маркировку, и репутацию поставщиков. А сейчас, получается, что издержки лягут на добросовестных производителей, тогда как фальсификатчики будут продолжать клепать свой продукт по гаражам и сараям.
Со скепсисом А.Зимин отнесся и к «Знаку качества НОСТРОЙ», поскольку пока неясны ни критерии отбора производителей, которые участвуют в этой программе, ни потенциальные возможности по противодействию фальсификату. И вообще, создавать нужно реестр недобросовестных поставщиков и производителей – такая мера будет куда как более действенной, нежели вся маркировка и прочие реестры.
Кстати говоря, продукцию КНАУФ тоже подделывают, и компания даже довела до суда несколько таких дел. А для защиты своей продукции КНАУФ постоянно меняет или вводит новые значки, уникальные шрифты и т.д. И это по факту оказывается дешевле, нежели покупать оборудование и маркировку для мешков.
В целом, встреча с журналистами прошла в теплой дружеской обстановке, ответы на вопросы были откровенными и полными.
Источник: www.ancb.ru