Алексей Херсонцев: Проверка качества поставляемой по госзаказу продукции может быть обеспечена органами инспекции.
5 апреля в Москве на XV форуме-выставке «Госзаказ» руководитель Росаккредитации принял участие в обсуждении вопросов, связанных с экспертизой качества продукции и работ, поставляемых по государственному заказу. В ходе открытой дискуссии «Главное – результат: мы За честную приемку!» глава национального органа по аккредитации предложил использовать при приемке продукции аккредитованные органы инспекции и разработать программу аккредитации органов инспекций, выполняющих работы по экспертизе продукции и работ при их приемке в рамках государственных и муниципальных закупок.
Алексей Херсонцев сообщил, что, по данным Федерального казначейства, в 2018 г. в структуре госзакупок на закупку товаров приходилось 60 % всех контрактов. При этом в большинстве случаев продукция, поставляемая по госзказам, подлежит подтверждению соответствия требованиям технических регламентов в форме декларирования.
«Заказчик должен понимать, что существуют разные схемы декларирования, а потому необходимо требовать в конкурсной документации, чтобы товары декларировались по тем схемам, которые предусматривают участие третьей стороны. Например, только схемы 3д, 4д, 6д предполагают испытания в аккредитованной испытательной лаборатории», - сообщил руководитель ведомства. Он также предложил указывать в типовых контрактах конкретные параметры, на соответствие которым должен испытываться товар, поскольку в самих технических регламентах не содержится требование о проведении испытаний по всем показателям.
Глава Росаккредитации напомнил, что согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» описание объекта закупки может включать в себя требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, подтверждения соответствия. В связи с этим руководитель Службы предложил совместно с Федеральной антимонопольной службой, Росстандартом и Общероссийским народным фронтом разработать руководство для заказчиков, чтобы те имели больший инструментарий при оценке соответствия товаров предъявляемым требованиям.
В Федеральном законе № 44-ФЗ также содержится норма, согласно которой поставляемый товар должен быть новым товаром. В технических регламентах такое требование отсутствует. «Эта проблема сейчас ярко выражена, например, в поставках для нужд ЖКХ бывших в употреблении нефтепроводных труб. Чтобы оценить технически сложный товар, новый он или нет, нужны специальные знания. На практике у добросовестного заказчика всегда возникает вопрос, обоснованно ли привлечение эксперта для приемки работ», - отметил руководитель Росаккредитации.
Алексей Херсонцев обратил внимание участников дискуссии, что в мировой практике оценки соответствия наблюдается тренд по переходу от сертификации к инспектированию. Большинство B2B-контрактов предусматривает приемку товара с участием третьей стороны – органа инспекции, который оценивает соответствие поставляемого продукта требованиям контракта. Существует отдельный вид бизнеса по инспектированию, организации приемки и экспертизе продукции.
«России нужна инфраструктура инспекционных органов – частных или частно-государственных. Есть международный стандарт ИСО/МЭК 17020:2012 «Оценка соответствия. Требования к работе различных типов органов инспекции» и соответствующий ему национальный стандарт. На начало 2019 г. на деятельность по этому стандарту аккредитовано 254 инспекции. Сейчас большинство из них это подведомственные Роспортебнадзору учреждения, которые выдают санитарно-эпидемиологические заключения. Но уже есть небольшое количество частных организаций, которые получают аккредитацию в данной области на право проведения инспекций», - сообщил Алексей Херсонцев.
Глава Службы предложил разработать совместно с ОНФ и ФАС России дорожную карту внедрения практики использования органов инспекций в госзакупках, в частности, определить области закупок, разработать программу аккредитации органов инспекций для осуществления закупок и национальные стандарты приемки различных типов продукции (схемы инспекции). Следующий этап потребует запуск программы в пилотном режиме, доработку ФГИС Росаккредитации, определение дополнительных критериев аккредитации органов инспекций, привлекаемых для приемки под госзаказ, включение отдельных видов продукции в перечни для обязательной внешней экспертизы при приемке, формирование типовых условий контрактов об обязательной приемке, упрощение закупки услуг аккредитованного органа инспекции. По итогам проделанной работы будет необходимо решить, вводить ли обязательную аккредитацию для экспертных организаций, участвующих в приемке.
Источник: Росаккредитация