17 февраля 2016 г.

Комитет по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Государственной Думы провел парламентские слушания на тему: «О первоочередных мерах Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Банка России по обеспечению экономического роста».

Депутаты, представители федеральных министерств и ведомств, региональных органов власти, предпринимательского сообщества обсудили риски текущей ситуации, возможные меры экономического развития и источники для структурной перестройки экономики.

Открывая слушания, Председатель Госдумы Сергей Нарышкин отметил, что помимо долгосрочных экономических приоритетов необходимы и оперативные решения, позволяющие сохранить сбалансированность бюджета, ритмичность финансирования всех ключевых направлений и прежде всего, социальных задач государства. «Именно с этих позиций Госдума будет оценивать антикризисные предложения Правительства, в том числе по корректировке бюджета текущего года», - пообещал он.

Председатель Госдумы призвал бережно отнестись к государственным резервам и одновременно воздержаться от решений, ухудшающих условия предпринимательской деятельности.

Другим важным принципом антикризисной работы С.Нарышкин назвал недопустимость решения бюджетных проблем за счет граждан. «Люди и так ощущают на себе последствия кризисных явлений. Снижаются реальные доходы, покупательная способность зарплат и пенсий. Государство обязано поддержать своих граждан, дополнительно защитить наиболее уязвимые категории и не выдумывать разные способы, чтобы залезть в пенсионные и банковские сбережения людей, да еще без их согласия. Демотивации работающих и сжатия потребительского спроса допустить нельзя», - подчеркнул Председатель Госдумы.

Заместитель министра экономического развития Олег Фомичев сообщил, что реализация антикризисного плана позволила избежать крайне негативных сценариев в экономике. План, в частности, предусматривал поддержку системообразующих предприятий и отдельных отраслей реального сектора, а также меры социальной защиты.

По словам О.Фомичева, предварительные данные за декабрь 2015 года показали остановку спада экономической активности. Положительная динамика отмечена в области добычи полезных ископаемых, в сельском хозяйстве и строительстве. Одновременно замедлился спад обрабатывающих производств, розничной торговли, платных услуг населению. Снижение ВВП на 3,7% в 2015 году произошло в основном за счет падения промышленного производства, объемов строительства. Более чем на 8% сократились инвестиции в основной капитал, на 10% сжался оборот розничной торговли. При этом доходы населения снизились на 4%, а зарплаты - на 9,5%.

Вместе с тем, экономика адаптировалась к функционированию в условиях санкций и низких цен на нефть. Втрое снизился отток капитала. Замедлились инфляционные процессы. Но сохраняются риски роста безработицы.

Антикризисная программа-2016, проект которой находится в стадии обсуждения, включает поддержку автомобилестроения, транспортного машиностроения, строительства, легкой промышленности, системообразующих предприятий, лекарственного обеспечения, занятости.

Однако по оценке президента Ассоциации менеджеров России Владимира Сенина, антикризисная программа Правительства пока не содержит рецептов экономического роста.

Председатель Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолий Аксаков убежден, что в нынешней ситуации важно не сокращать инвестиционную часть бюджета и одновременно снизить административную нагрузку на бизнес.

Уполномоченный при Президенте по защите прав предпринимателей Борис Титов акцентировал внимание на том, что нынешний кризис системный и нельзя бороться с ним с помощью точечных мер, нужна среднесрочная программа развития с целым комплексом системных интегральных решений. В денежно-кредитной политике от сдерживания надо переходить к инвестициям в экономику. «Борьба с инфляцией не дает должного результата, - сказал он. - У нас нет четкой корреляции между ростом денежной массы и инфляцией. Инфляция спроса в России отрицательна. Другое дело, инфляция немонетарная. Это инфляция издержек. Она растет в том числе из-за процентных ставок».

Первый заместитель председателя Центробанка Дмитрий Тулин отметил, что эффективность денежно-кредитной политики существенно снижается из-за структурных проблем экономики, которая характеризуется отсутствием конкуренции, однобокой специализацией на экспорте сырья, зависимости от импорта потребительских товаров. Вместе с тем, он признал, что дальнейшее сдерживание спроса в целях снижения инфляции может спровоцировать экономическую стагнацию.

Заместитель Председателя Счетной Палаты Вера Чистова главную проблему антикризисной работы видит в отсутствии конкретных целевых показателей, которые должны сопровождать каждый пункт плана. Из-за этого трудно оценивать результаты и эффективность принимаемых мер.

Депутат Елена Панина убеждена, что структурная перестройка экономики невозможна без усиления регулирующего воздействия государства. При этом следует делать ставку на внутренний рынок, емкость которого оценивается в 100 трлн. рублей, что в два с лишним раза превышает внешнеторговый оборот. За счет сокращения неэффективных расходов можно найти около 2 трлн. рублей для развития стратегических отраслей реального сектора экономики. Но главная задача - остановить поборы, вымогательство и воровство. «В противном случае, сколько бы средств ни собрали, все они будут потрачены не на те цели. Это все равно, что пытаться собрать урожай на поле, зараженном саранчой», - образно заметила депутат.

Генеральный директор медиахолдинга «Эксперт» Валерий Фадеев полагает, что одним из источников будущих инвестиций может стать повышение подоходного налога на крупный личный доход. «Бизнес готов делиться личными доходами, если при этом возникает мощный поток инвестиций», - заверил он.

Против сокращения бюджета и за введение прогрессивного налога на доходы физических лиц, чей годовой доход превышает 200 тысяч долларов, высказался и депутат Виктор Коломейцев. Он также предложил ввести «элементы госмонополии» на внешнюю торговлю полезными ископаемыми, на табак и алкоголь, обеспечить жесткий валютный контроль, установить мораторий на тарифы ЖКХ и начать поэтапный вывод средств из западных финансовых инструментов.

А председатель федерального межотраслевого совета «Деловая Россия» Антон Данилов-Данильян предложил создать единый центр управления развитием, который бы среди прочего осуществлял и ежедневный мониторинг ситуации.

Председатель Законодательной Думы Томской области Оксана Козловская, затронув региональный аспект, заметила, что с каждым годом у территорий остается все меньше средств на развитие и поддержку экономики. Действующая система межбюджетных отношений не стимулирует регионы к наращиванию собственной доходной базы. «Почти 70% собранных в области налогов мы отправляем в федеральный бюджет, - рассказала она. - При этом уровень бюджетной обеспеченности жителя Томской области ниже среднероссийского на 20%». Кроме того, действующее налоговое и бюджетное законодательство ставит регионы в прямую зависимость от корпоративной политики крупных компаний. «Бюджет 2016 года сформирован по налоговому потенциалу 2014-го. Но уже в первом квартале компании предъявили план снижения налога на прибыль, равный 10% общей доходной базы консолидированного бюджета области. Область лишается возможности участия в крупных федеральных госпрограммах, предусматривающих софинансирование», - посетовала О.Козловская.

По итогам обсуждения будут сформулированы конкретные рекомендации парламенту, Правительству и Центробанку.

Источник: Управление по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ ГД ФС РФ


Все новости