18 марта 2016 г.

17 марта 2016 года в Государственной Думе состоялся «круглый стол» на тему: «Приватизация и национализация предприятий как эффективные инструменты экономической политики государства: антикризисный потенциал и особенности законодательного регулирования».

Помимо парламентариев, представителей министерств и научных экспертов в обсуждении приняли участие руководство и представители крупнейших компаний, таких как РЖД, Почта России, Башнефть, Интер РАО, Аэрофлот, Русгидро и других.

Открывая заседание, председатель Комитета по вопросам собственности Сергей Гаврилов выступил перед участниками по основным направлениям и проблемам: «Мы неоднократно возвращались к этому разговору. Напомню, что четыре года назад нами был подготовлен к внесению и одобрен один из вариантов проекта закона о национализации. Мы полагаем, что в условиях необходимости антикризисных мер оба инструмента могли бы быть эффективно использованы. Единственное, что мы помним, что традиционно в условиях падения производства и обесценивания активов используется инструмент национализации, а по мере выхода из кризиса возможно использовать и другие инструменты. Насколько эффективен инструмент приватизации в условиях структурной перестройки – это большой вопрос.

В России проблема с недопоступлением дивидендов, это тоже около 200 млрд. А также с доходной частью в виде отчислений налогов, мы понимаем, что в этой ситуации непрогнозируемости приобретение собственности будущим собственником находится в положении значительных рисков. Немалым пробелом является отсутствие прописанных в законодательстве жестких требований к приватизационным сделкам. Мы в этой связи предлагаем вернуться к предложению президента о том, что необходимо исключить участие офшорных компаний и подконтрольных им компаний при приватизации предприятий, прежде всего стратегического назначения. В этих целях нами подготовлен соответствующий законопроект. Мы надеемся, что сегодня он будет внесен в Государственную Думу.

Следующий вопрос, который у нас возникает – это парламентский контроль. Мы считаем, что необходимо вернуться к практике парламентского контроля и введения приоритетов программ приватизации. На сегодняшний день Парламент исключен из этого процесса и мы считаем, что это большая ошибка. Кроме того, является ошибкой, что доходы от приватизации не поступают в неналоговую доходную часть бюджета. И соответственно не контролируются парламентом и не могут быть направлены на решение как социальных, так и экономических проблем. Мы предлагаем вернуться к использованию и аккумулированию средств в случае приватизации малодоходных неликвидных активов, миноритарных пакетов акций предприятий, особенно в регионах, и формированию за этот счет второго издания бюджета развития, который был бы направлен исключительно на инвестиции в модернизацию высокотехнологичных отраслей российской экономики.

Мы считаем главнейшей задачей повышение роли регионов в приватизационном процессе. По регионам множество предприятий, которые находятся либо в процессе ликвидации, либо переживают сложную полосу финансовых неурядиц.

В этой связи необходимо расширение полномочий Росимущества возможно с восстановлением статуса Госкомитета или даже Министерства имущественных отношений. Потому что мы считаем, что его основная задача не приватизация, а повышение эффективности управления той собственностью, которая есть у государства, его имущественнми активами. Мы считаем, что предприятия с госучастием, банки могут являться серьезным инструментом преодоления кризиса, а вовсе не объектом предпродажной подготовки.

Мы считаем, что у Правительства есть много возможностей получения дополнительных доходов бюджета для преодоления по существу искусственно созданного дефицита – введение налога на валютные спекуляции, развитие рынка внутренних заимствований, увеличение части прибыли, перечисляемой в бюджет госкорпорациями и акционерными обществами с госпакетом акций и целых ряд иных мер».

С позицией Сергея Гаврилова согласились руководитель фракции КПРФ Геннадий Зюганов, советник Президента Сергей Глазьев и Научный руководитель Института экономики РАН Руслан Гринберг.

«Я бы очень хотел, - сказал, обращаясь к собравшимся, Г.А. Зюганов, - чтобы сегодня при рассмотрении проблемы приватизации исходили из того, что у государства обязательно должна быть значительная доля собственности в отраслях экономики, особенно в тех из них, которые определяют ценообразование. C нашим суровым климатом, нашими огромными просторами, нашими большими затратами на безопасность и оборону мы ни с кем не будем конкурентоспособными. Вопрос, который вынесен на обсуждение, носит исключительно принципиальный характер. И его надо решить по государственному».

«Такого дикого расслоения нет ни в одной стране мира. Оно весьма опасно. Мы уже пережили это в начале прошлого века. Второй и третий раз допускать этого мы не имеем ни морального, ни юридического, ни гражданского права. Мы должны беречь стабильность, которой гордится президент, и над которой все вместе, независимо от партийной ориентации, обязаны работать».

«Вопрос о национализации природных недр – это вопрос исключительной важности, мы считаем, что его следует вынести на общенациональный референдум, чтобы окончательно затвердить в России порядок, при котором богатства страны служат всем гражданам державы, а не узкой избранной кучке лиц, даже нежелающих обеспечить систему безопасности», - сказал Г.Зюганов.

«Я встречался также с премьером и ему высказал свою точку зрения. Десять пунктов нашей левоцентристской антикризисной программы, которая была принята на Орловском экономическом форуме, разосланы всем губернаторам, всем законодателям, всем членам совета безопасности, руководителям Кремля с предложением встретиться, чтобы официально и публично обсудить каждый из них», - рассказал в завершении Г.Зюганов.

Советник Президента Сергей Глазьев кроме ошибок, допущенных в прошлые годы приватизации, отметил такой процесс как деофшоризация. «Деофшоризация идет очень плохо, мы теряем в неэквивалентном обмене с внешним миром порядка $120–150 млрд каждый год, примерно $70–80 млрд – это движение денег через офшоры», — сказал он на заседании.

Данные средства, добавил он, уходят в офшоры без налогов и без процентов, а обратно возвращаются со льготами как национальные инвесторы, по которым потом приходится платить довольно высокие проценты.

«Ущерб от офшоризации в контексте дохода бюджета оценивается в триллион рублей», - резюмировал Глазьев.

Источник: Управление по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ


Все новости