06 мая 2020 г.

На Московском метрополитене ведется активная работа по строительству новых участков линий и станций. Метро фактически является основным структурообразующим элементом столицы, на основе которого выстраивается политика обеспечения мобильности населения. Важность этого способа передвижения по городу для миллионов людей не вызывает сомнений как у правительства, так и у жителей и гостей города: работы по строительству и обслуживанию метрополитена не вошли в перечень объектов, возведение которых приостановлено в период с 13 апреля по 1 мая по указу мэра Москвы Сергея Собянина.

В начале апреля мэр заявил, что проекты по благоустройству столицы – такие как строительство метро и дорог – не могут быть прекращены, поскольку они позволяют сохранить миллионы рабочих мест не только в Москве, но и по всей России, в том числе за счёт производства материалов и комплектующих. Кроме того, по словам мэра, сам Московский метрополитен не будет прекращать работу на фоне пандемии и продолжит функционировать в любых условиях. Такая необходимость обусловлена в том числе и тем, что восстановление работы метро может занять полгода, поскольку сеть рассчитана на непрерывную работу поездов.

Таким образом, сейчас строительные работы непрерывного цикла на объектах метро не приостанавливаются. Работы, в частности, включают разработку и укрепление котлованов, проходку перегонных тоннелей, монолитные работы и отделку станционных комплексов. На сроки и качество работ на каждом участке влияет множество факторов, среди которых подвижка грунтов, динамика грунтовых вод, близость наземных объектов, инженерных коммуникаций и т.д. Эффективное подземное строительство в больших городах с развитой инфраструктурой представляет особенный вызов, однако за последние десятилетия технологии в этом отношении значительно усовершенствовались: многообразие разработок в области производства специальных материалов позволяет решать задачи разных уровней сложности.

Одна из задач в метростроении – предотвращение и остановка водопритока в котлован строящейся станции мелкого заложения. Для этого выполняется система водопонижения. Для экстренной остановки значительного водопритока при аварийных ситуациях применяются специальные составы: например, инъекционная смола MasterRoc MP 355 Thix, которая моментально формирует жесткую пену при контакте с водой, обеспечивая структурную прочность и жесткость конструкции. Состав закачивается в бетонные части котлована с помощью бурения.

При строительстве перегонов – пространства между двумя станционными комплексами – качеству гидроизоляции также уделяется большое внимание, поскольку протечки мешают строительству, а в дальнейшем представляют опасность для электросистемы и движения поездов. Чтобы этого избежать, при прокладке тоннелей используются линейки инъекционных составов MasterRoc​ и MasterInject, которые при контакте с водой образуют структурную эластичную пену и предназначены для работы с протечками разного масштаба и интенсивности.

Проходка перегонов ведется с помощью тоннелепроходческих механизированных комплексов (ТПМК), которые также называют щитами. В ходе работ в щит может проникать вода, частицы грунта и цементного раствора, что ускоряет износ оборудования. Для защиты от попадания посторонних веществ используются специальные уплотнительные смазки, которые наносятся на щётки хвостового уплотнения ТПМК, чтобы изолировать зазор между щитом и бетонной обделкой тоннеля. Классическое решение – смазка MasterRoc TSG 6,​ которая позволяет выдерживать высокое давление воды и грунта, а также отличается хорошим сцеплением с любыми бетонными и металлическими поверхностями. Для защиты ключевого элемента щита – главного подшипника – применяются литиевые смазки, которые наносятся на уплотнение и предотвращают попадание в подшипник воды, грунта и пыли.

Предотвратить износ щита также помогают кондиционеры для разных видов грунта, доступные в виде жидких пенных реагентов от Master Builders Solutions. С их помощью повышается пластичность грунта, а в случае с глинистой средой – предотвращается налипание глины на режущий механизм, продлевая срок службы оборудования и ускоряя проходку.

Изготовление железобетонных тюбингов для обделки перегонных тоннелей ведется с использованием добавок в бетон серий MasterGlenium и MasterPolyheed – пластификаторов и суперпластификаторов, которые позволяют изготавливать высокопрочные бетонные смеси любой подвижности, значительно сокращая время тепловой и вибрационной обработки, а также расход цемента.

При обнаружении дефектов в готовых бетонных конструкциях возможно использование ремонтных смесей MasterEmaco для восстановления бетона – в том числе в сжатые сроки – и инновационных инъекционных составов MasterRoc для устранения мелких протечек между смонтированными тюбингами.

Монолитное строительство и отделка станционных комплексов – куда входят пассажирские платформы, вестибюли, распределительные залы, переходные мостики, эскалаторы, служебные помещения и многое другое – также требуют использования специальных материалов. Изготовление бетона для монолитного строительства требует использования пластификаторов и суперпластификаторов, воздухововлекающих и противоморозных составов, которые сокращают производственные издержки, облегчают бетонирование и обеспечивают надежность и долговечность сооружений при долговременных агрессивных воздействиях.

Для отделки вестибюлей, входных групп и межстанционных переходов гранитом и плиткой необходимо использование клея, который обеспечивает быструю и крепкую адгезию, устойчивость к нагрузкам и долговечность – например, клей MasterTile, несмотря на экономичность, позволяет вводить пешеходную нагрузку уже через сутки после применения, а разные модификации продукта позволяют учесть специфику отделочного материала и предусмотреть особые условия отделки: например, повышенную влажность в помещении или возможность подогрева поверхности при эксплуатации.

Технические помещения метрополитена недоступны для пассажиров, однако используемые в них отделочные материалы также подвергаются высокой нагрузке. Для обеспечения долговечности полов в таких помещениях могут использоваться специальные полимерные покрытия линейки MasterTop​, которые в зависимости от различных эксплуатационных требований обеспечивают антискользящие, антистатические, эластичные, шумопоглощающие и другие свойства.

«Развитие системы метро на территории мегаполисов всегда сопряжено с особыми условиями. С каждым годом пространство под Москвой становится всё более насыщенным – линиями метро, городскими коммуникациями, подземными комплексами, парковками и т.д. Проходка зачастую совершается под наземными развязками: автодорогами и железнодорожными линиями, а также комплексами построек. Всё это, с одной стороны, усложняет строительство новых станций. С другой стороны, приятно наблюдать, как растут города и как набирает масштаб главная транспортная сеть столицы. Master Builders Solutions поставляет строительные решения для Московского метрополитена уже более одиннадцати лет. Мы рады продолжить наше плодотворное сотрудничество, помогая возводить новые станции и увеличивать потенциал столичного метро», – прокомментировал Антон Рокотянский, руководитель региональных продаж по направлению «Подземное строительство» Master Builders Solutions.

Решения Master Builders Solutions используются более 11 лет при строительстве большинства существующих станций и перегонов метро Москвы. Среди недавних проектов – север Люблинско-Дмитровской линии, юг Калининско-Солнцевской, участки БКЛ, Некрасовской линии и другие.

Источник: www.master-builders-solutions.basf.ru


Все новости